Солнцемобиль за 13 миллионов рублей и другие проекты «Формулы Студент»

Говорите, место проклятое? Ну-ну: на международных инженерных соревнованиях Formula Student, которые прошли в подмосковном Быково, команда Тольяттинского государственного университета стала лучшей! А всего за победу в технобаттле сражались 17 команд из России, Германии и Нидерландов. Их проекты оценивала международная коллегия судей из России, Великобритании, Германии, Венгрии, Италии, США, Австрии и Австралии.

Организаторами мероприятия выступили Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и программа развития российского автоспорта SMP Racing

Formula Student — это международное студенческое инженерное соревнование, в котором команды вузов из разных стран мира самостоятельно проектируют и строят гоночный болид. Каждый автомобиль оценивается в двух стадиях: статические испытания (дизайн и стоимость болида) и динамические (проверка на скольжение, ускорение и выносливость). В число спонсоров Formula Student входят такие мировые гиганты, как General Motors, Shell, Continental, Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Соревнования проходят под эгидой международной ассоциации автомобильных инженеров SAE

В этом проекте студенты учатся проектировать, работать на токарном станке и со сварочным аппаратом, разрабатывать PR-программы и защищать их на английском языке перед иностранными судьями на официальных этапах «Формулы Студент». Если в университете львиную долю в обучении занимает теория, то «Формула Студент» — чистой воды практика, которая очень полезна для тех, кто хочет стать специалистом в инженерном деле. Если картинг — базовая ступень, с которой начинается путь пилота в Формулу-1, то Formula Student — это кузница гоночных инженеров.

И разработчиками, и маркетологами, и пилотами выступают обычные студенты

В этих соревнованиях судьи играют роль коммерческой фирмы, которая хочет наладить производство и продажу 600-кубовых «формул» для любительских спринтов. В жюри есть «директор», «конструктор», «технолог» и «коммерческий директор». Сначала студенческий проект должен пройти техническую инспекцию на соответствие техтребованиям, затем команды по очереди ведут «переговоры с заказчиком», представляя развернутый анализ стоимости автомобиля с разбивкой на компоненты, материалы и работы. Потом презентуют подробный бизнес-план, отчет об особенностях конструкции и проводят тестовые заезды. Окончательная оценка — комплексная: выигрывает не самый быстрый автомобиль, а самый сбалансированный и грамотный — в том числе и с экономической точки зрения — проект.

От студентов требуется не только нестандартный подход к решению технических задач, но и способность привлечь средства для создания автомобиля. Для достижения высоких результатов в гоночном болиде применяются инновационные технологии. В Formula Student, как и в гонках F1, существует жесткий регламент, соблюдение которого — обязательное требование для допуска к гонке. А об уровне инжиниринга можно судить по совместному проекту Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета искусств и прикладных наук Люцерна: там спроектировали и построили машину, которая попала к книгу рекордов Гиннеса по разгону до 100 км/ч. Электрокар студентов разогнался до «сотни» всего за 1,785 секунды, и для этого ему хватило 75 метров!

Первооткрывателями Formula Student в России стали три ведущих вуза: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Московский автомеханический институт (МАМИ) — ныне Московский политех — и Тольяттинский государственный университет (ТГУ).

Ежегодно российские команды отмечают высокий уровень организации этапа «Формулы Студент» в Москве. Татьяна Зибарева, PR-менеджер команды Neftegaz Engineering от Тюменского индустриального университета, подчеркнула, что техинспекция здесь гораздо серьезнее, чем на некоторых европейских этапах. В Москву команда из Тюмени привезла свой четвертый по счету болид GOR-1, названный в честь основателя команды, бывшего преподавателя Института транспорта Гора Оганесяна. Именно его студенты Альберт Мальшаков и Антон Назаров предложили создать гоночную команду при университете, чтобы принять участие в «Формуле Студент».

Инициативу поддержал ректор, и ребята побывали в Италии на автодроме имени Риккардо Палетти, где проходил 8 этап гонок Formula Student. Заодно посетили несколько семинаров по машиностроению, пообщались с ведущими гонщиками России и Европы. Так родилась концепция «тюменского» болида, которая была обнародована в Германии на известной трассе Хоккенхаймринг. Сегодня Formula Neftegaz — это команда из 30 человек, объединенных одной целью. В нее входят студенты разных институтов, каждый выполняет свою задачу: кто-то конструирует автомобиль, кто-то договаривается со спонсорами или представителями власти, но все они — звенья одной цепи, от личного успеха каждого зависит общий результат.

В прошлом году команда получила президентский грант на 150 тысяч рублей для реализации детской инженерной игры Formula Children. В ней приняли участие 60 учащихся 7-10 классов тюменских школ. Каждая команда получила задание построить за 4 часа, а затем презентовать прототип гоночного болида. Подручными средствами для создания модели послужили металлические рамки, скотч, краски и все, что необходимо.

Попасть в гоночную команду удается далеко не каждому. Но даже среди счастливчиков есть по-настоящему уникальные кадры. Один из них — член команды Polytech NCM Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Cтудент Никита полгода учился по обмену в Германии, и за это время он успел поработать с командой HorsePower Hannover Ганноверского университета имени Готфрида Вильгельма Лейбница. Этот зарубежный опыт помог его родной команде из СПбПУ в конструировании машины и защите статических дисциплин.

Проект уральских студентов вошел в тройку призеров московского этапа «Формулы Студент»

Александр Романов, капитан команды Polytech NCM, рассказал, что их болид стоит порядка четырех миллионов рублей. Самыми дорогостоящими узлами и агрегатами стали титановый выпуск и двигатель от нового спонсора команды — Kawasaki. При этом бюджет его команды не так велик, если сравнивать с проектом солнцемобиля из конкурирующей команды — тот обошелся примерно в 13 миллионов рублей!

А история электромобиля на фотоэлементах такова. В конце 2015 года выпускник Политехнического университета Евгений Захлебаев решил собрать солнцемобиль. Через год об идее доложили Владимиру Путину, а через два аспирант показал президенту образец автомобиля, работающего на солнечной энергии. В июле 2018 соларкар отправился на свою первую гонку American Solar Challenge в США и получил положительные отзывы от судей. Их удивило, что первая машина петербуржцев сделана на таком высоком уровне, особенно всем понравилась разработанная студентами система рулевого управления.

Из США петербуржцы уехали не с пустыми руками. Polytech Solar Team стала обладателем награды Best First Time Car Award. Это приз вручают команде, построившей лучший солнцемобиль среди новичков.

SOL был назван в честь одних солнечных суток на Марсе. Отмечается, что при помощи солнечных панелей, стоимость которых — не менее одного миллиона рублей, — в ясную погоду его батареи полностью заряжаются около шести-семи часов.

Иногда, чтобы попасть в серьезный инженерный проект, достаточно найти контакты с командой задолго до поступления в вуз. Так сделала Алина Костюлина из команды Bauman Racing Team МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«В 11 классе писала олимпиаду «Шаг в будущее», в которой я взяла за основу проект «Формулы Студент», где просчитывала улучшение эргономики гоночного болида, — рассказывает Алина. — Как поступила в Бауманку, меня с первых дней учебы пригласили в команду. Программа обучения позволяет прокачать инженерный навык, а «Формула» — развиваться в медийном плане. В 2016-2018 годах я была пилотом на испытании «ускорение». Когда ребята узнали, что я получаю права на 1 курсе, они сразу записали меня в пилоты: мой малый вес позволял болиду быстрее разгоняться. Тогда на отрезке в 75 метров я развила 93 км/ч. Это непередаваемые ощущения!»

Студенческие болиды по разгонной динамике могут поспорить с иными дрэгстерами

Впрочем, не всегда все идет гладко: разработчиков и испытателей порой преследуют неудачи.

«В этом году мы участвовали на этапе в Чехии, но, увы, болид не доехал до финиша, — вспоминает Алина. — Нас задержали на границе Белоруссии и Польши, из-за чего пришлось ехать через границу Россия-Латвия. Мы потеряли двое суток, из-за этого у нас не было времени пройти техническую инспекцию».

Командная работа не мешает помогать конкурентам, если возникает такая нужда

При этом «выездные» этапы позволяют будущим инженерам открыть новый мир.

«Помню, на моем первом этапе в Германии на Хоккенхаймринге мы заехали в те же самые боксы, где за неделю до нас проходил этап Формулы-1. Мировые звезды, такие как Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, были в тех же боксах, где мы готовили свою машину для этапа. — рассказывает студентка. — А вообще, на европейских соревнованиях «Формулы Студент» царит невероятно дружеская атмосфера, Если у нас или соперников что-то ломается, другие команды всегда придут на помощь. Это бесценный опыт».

На соревнованиях в Москве стабильно высокий результат показала команда Togliatti Racing Team Тольяттинского государственного университета. В общем зачете по сумме набранных баллов этот коллектив занял 1 место с результатом 808,51 баллов из 1 000 возможных. Второе место досталось команде «SHUKHOV RACING TEAM» БГТУ им. В. Г. Шухова (г. Белгород) с результатом 588,5 баллов, третье место и 541,53 баллов — команде «FS USURT» Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург).

04.10.2019, 21:41 | Источник CARscope.ru


Поток сообщений

Администрация пишет:

Реквизиты RHHCC

Администрация пишет:

Одежда с символикой RHHCC

Группа Вконтакте

Фото

2012 3 этап. Тушино. (17.05.2012)

Посмотреть

Видео

1st stage RHHCC 2013 day 2

MAZDA HIGH POWER представляет

Посмотреть