LADA Vesta CNG: как ее собирают и какое будущее у автомобилей на метане?

CARcsope.ru посетил производство компании «Альтернативные Топливные Системы» («АТС Авто») и заглянул в цех, где происходит сборка серийной Весты CNG — и где вот-вот начнут выпускать LADA Largus CNG. Детальные описания процесса производства, интервью с руководством предприятия и многое другое — в нашем материале.

Согласно распоряжению премьер-министра России Дмитрия Медведева, к 2020 году должен быть реализован комплекс мер для перевода на общественного транспорта и автомобилей дорожно-коммунальных служб на газомоторное топливо. Это означает, что число машин на природном газе может вырасти в 2,2 раза — до 370 000 штук.

Но количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на 2017 год составляло порядка 300 штук. Для сравнения, общее количество АЗС, по данным Росавтодора, составило 29 735. Так кому нужны Веста и Ларгус, работающие на метане, и каковы перспективы газомоторного рынка в нашей стране?

Что почем?

На данный момент битопливная LADA Vesta CNG, способная работать и на бензине, и на метане, доступна в трех цветах (белый, черный, серебристый) и четырех комплектациях: Classic, Comfort, Luxe и Luxe с пакетом Multimedia. Цена без учета скидок стартует с отметки 634 900 рублей, и пусть вас не пугает ценник в 789 000 рублей, напечатанные неприметным шрифтом: дооснащение Весты газобалонным оборудованием действительно заметно повышает ее себестоимость, однако госпрограмма компенсирует производителю большую часть издержек. Поэтому в сравнении с обычной Вестой в аналогичной комплектации Vesta CNG будет дороже всего на 55 000 рублей — например, максимальная стоимость комплектации  Luxe/Multimedia составляет 753 900 рублей.

Каждый месяц «АТС Авто» выпускает 200 автомобилей — такой план диктует АВТОВАЗ. Однако Олег Кузьмин, технический директор компании, поделился, что ежемесячно «Альтернативные Топливные Системы» готовы выпускать 300 автомобилей: «В следующем году мы будем выходить с увеличением программы производства Весты. При этом серийное переоборудование Vesta SW и SW Cross пока не планируется».

Largus CNG: занавес открыт

Территория «АТС Авто» находится в стадии развития: строительство нового цеха под проект Largus CNG завершится уже в ноябре этого года. Сейчас собрали 8 из 10 предсерийных автомобилей Largus CNG. Тестовые машины проходят серию испытаний на АВТОВАЗе, которые включают в себя краш-тесты, тесты на коррозионную стойкость под воздействием соляного тумана, проверку на соответствие сертификатам качества. Эти меры необходимы, чтобы продлить срок эксплуатации и сохранить безопасность.

Олег Кузьмин отметил, что у серийного Ларгуса будет точно такое же ГБО, как у Весты CNG. Больше никаких подробностей технический директор «АТС Авто» не раскрыл, но мы уже знаем, что средний расход метана у Ларгуса составляет 7 кубометров газа на 100 километров. Это подтверждено в ходе автопробега «Сердце России», который прошел в 2017 году в рамках Всероссийского фестиваля #ВМЕСТЕЯРЧЕ. Цена метана на тот момент на АГНКС составила 13 рублей 40 копеек. Таким образом, на 100 километров участники автопробега потратили около 100 рублей, в то время как бензиновая версия сожгла бы топлива на 400 рублей (при цене бензина 40 рублей за литр).

Стоит отметить, что на Тольяттинском автосалоне Motor Expo на стенде «АТС Авто» был представлен Ларгус, работающий на бензине, пропане и метане. Такая версия способна проехать без дозаправок до 1 300 километров. В этом Ларгусе к стандартному бензобаку добавили баллон с пропаном в нише запасного колеса, а баллон с метаном разместили у передней стенки фургона. Для удобства в салоне автомобиля установили индикатор заполненности по каждому виду топлива.

Но серийный Largus CNG будет переваривать только бензин и метан. Производство битопливной модели начнется феврале 2019 года. Автомобиль выйдет в двух модификациях: 5-местный пассажирский универсал и грузовой фургон. После запуска Ларгуса «АТС Авто» планирует увеличить производство до 3 000 автомобилей в год.

Компоненты и производство

Партию серийных Вест поставляют на «АТС Авто» из Ижевска. На предприятии на них монтируют оборудование для работы двигателя на сжатом природном газе, который обозначается аббревиатурой CNG (compressed natural gas).

Операции установки ГБО поделены на этапы. На первом происходит монтаж рамы, монтаж баллона с механическим подключением к двигателю и удаление уплотнителя. От баллона к моторному отсеку идет стальная трубка, по которой газ из баллона поступает в редуктор. Во время производства важно не допустить контакт трубок и всего монтируемого оборудования с острыми кромками технологических отверстий кузова — это может привести к разгерметизации.

На этом этапе багажник полностью разбирается, чтобы установить баллон на стальную раму. Увы, после доработок полезный объем грузового отсека Весты становится вдвое меньше.

Металлокомпозитные баллоны изготовлены китайской фирмой SINOMA. Перед поставкой на «АТС-Авто» все они проходят освидетельствование в «Газпроме». «Мы присутствовали на испытаниях этого баллона. Во время эксплуатации на его стенки давит 200 атмосфер. Во время испытаний на герметичность в баллон закачивали трехкратное значение, порядка 600 атмосфер», — комментирует Олег Кузьмин.

Остальное газовое оборудование (рампа, трубки, шланги) — итальянской компании Emer. Но, как стало известно CARscope.ru, сейчас ведутся переговоры с российскими компаниями для повышения локализации производства.

На все ГБО автопроизводитель дает гарантию 2 года или 100 000 км пробега. Время эксплуатации баллона составляет 15 лет., но каждые пять лет необходимо проходить переосвидетельствование.

За безопасность Весты CNG отвечает контроллер, который в случае утечки прекратит подачу газа. Специалисты «АТС Авто» утверждают, что исключили попадание газа в салон. Но если утечка все-таки произошла, то на этот случай установлены вентиляционные борта, по которым газ уходит под днище автомобиля и улетучивается.

На втором этапе подключают электрику, устанавливают индикатор с встроенной кнопкой переключения с бензина на газ и производят финальное подключение контроллера.

Финальная стадия происходит в опрессовочном цехе, где выполняется проверка работоспособности двигателя, герметичности системы, соединений штуцера с трубопроводом, а также опрессовка оборудования с помощью азота.

На заводе АТС, как и на конвейере АВТОВАЗа, используются специальные карты, в которых отображаются возможные дефекты. После всех проверок оформляются документы, и автомобили отправляются на стоянку, где ожидают отправку в дилерские центры. К каждой товарной машине прилагается ПТС с отметкой «двухтопливный автомобиль», руководство по эксплуатации, сервисная книжка, а также документы, подтверждающие опрессовку баллона.

Почему Vesta CNG не выпускает сам АВТОВАЗ, стоит ли ждать подорожания газа и автомобилей на газомоторном топливе, есть ли шанс узаконить собственную компрессорную станцию, CARscope.ru узнал в личной беседе с техническим директором «АТС Авто» Олегом Кузьминым.

Стоит ли ждать роста цен на метан и пропан, когда автомобилей на газомоторном топливе станет больше?

Это правительственная программа. В России стоимость газа привязана в процентном соотношении к цене бензина. Если цены на бензин будут расти, то и газ станет дороже.

Вырастут ли цены на модели с газомоторным топливом?

Мы не назначаем цену как на новые автомобили, так и на техническое обслуживание. Наша компания может оказать экспертную помощь официальным дилерам LADA (но мы то знаем, что с повышением НДС цены повысятся на как на машины, так и на комплектующие и обслуживание, хотя на данный момент средняя стоимость ТО битопливной Весты примерно на 2 500 рублей выше, чем ТО бензиновой версии с двигателем 1.6 литра — прим. ред.

Могу я обратиться к вам для установки ГБО на Весту SW или Гранту?

Все наши наработки и инжиниринг по любой модели мы можем воплотить в жизнь. Документально у нас все есть. Любая модель LADA может быть оснащена ГБО. Сделать комплекты креплений не составит большого труда. Если к нам обратятся физические лица, то мы сможем переоборудовать и официально зарегистрировать автомобиль с ГБО. В качестве примера у нас есть LADA 4x4 CNG, которая неоднократно выигрывала соревнования по бездорожью.

Почему переоборудованием занимается АТС, а не отдельное подразделение АВТОВАЗа?

У АВТОВАЗа есть только опыт в инженерии на уровне экспериментальных проектов. У нашей компании большой опыт в установке ГБО. До сотрудничества с АВТОВАЗом мы работали с такси, и с министерством в Казани. Качество нашей работы подтверждено многолетним опытом.

Есть ли экспортные планы и в каких регионах России наиболее востребованы Весты CNG?

Планов на экспорт в ближайшее время нет. Что касается России, то автомобили уходят в равных пропорциях во все регионы РФ. Наши основные клиенты — юридические лица, которые приобретают авто для такси и для перевозки грузов.

Как проводился тендер и какие компании участвовали в нем?

Недавно проводился тендер по модели Largus CNG. В нем участвовало около 7 компаний, но АТС его выиграла. Честно говоря, коллеги в этом бизнесе проигрывают по качеству.

Есть надежда, что будут ли пересмотрены ГОСТы и СНИПы для того, чтобы заправляться на дачах и в коттеджах?

Этого никогда не будет. Самодеятельность и желание сэкономить приводит к выходу из строя ГБО. Конечно, многие в Европе заправляются не отходя от дома. Но я не рекомендую этого делать в России. Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, газ может быть некачественным, что навредит двигателю и топливной системе. В-третьих, системы, которые подходят к дому или к даче со временем ржавеют, и если кусочки мусора попадут в систему, это приведет к выходу из строя ГБО. Поэтому, руководство по эксплуатации и компания АТС призывает заправляться только на сертифицированных станциях.

В России есть проблемы с количеством метановых заправок. Каким образом решается вопрос по инфраструктуре?

Со стороны Газпрома предпринимаются все необходимые меры по увеличению количества заправок. Южные регионы оснащены заправками более чем хорошо. В остальных идет процесс по строительству. На данный момент по всей России около 300 заправок.

Возможно ли появление 7-ми местного Ларгуса CNG?

Чтобы изменить место ниши запасного колеса нужно произвести огромную модернизацию кузова (штамповка, сварка) — это дорогостоящая процедура. Поэтому, место для баллона мы менять не собираемся. Соответственно, из-за размеров баллона возможна только 5-ти местная версия.

Кто является главным покупателем модификации CNG?

На горячую линию нам поступает много вопросов от молодежи на тему динамики. Важно понимать, что с переходом на газ драйва больше не станет. В первую очередь, мы заинтересованы в безопасности. Все автомобили проходили испытания летом и зимой, на равнине в Тольятти и на серпантине в Сочи. Поэтому модификация CNG создана для тех, кто хочет сэкономить большие деньги в процессе повседневной эксплуатации автомобиля. Бензин расходуется только при запуске, ну и, конечно, на 160 км/ч. При обгоне на трассе лучше отключать кондиционер.

07.11.2018, 20:40 | Источник CARscope.ru


Поток сообщений

Администрация пишет:

Реквизиты RHHCC

Администрация пишет:

Одежда с символикой RHHCC

Группа Вконтакте

Фото

2013-10 этап "Смоленское кольцо" (16.10.2013)

Гран При «Олега Петрикова»

Посмотреть

Видео

1 этап 2012 года

Мячково, 22 апреля

Посмотреть